ОДМ 218.2.046-2014 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ И КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Москва 2014 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН: Обществом ограниченной ответственности «Мегатех инжиниринг» совместно с Автономной Некоммерческой Организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») и Обществом ограниченной ответственностью «Роспромтекс инжиниринг»
2 ВНЕСЕН: Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от «11» августа 2014 г. №1472-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© Издательство ФГУП «Информавтодор», 2014 г.
ОДМ 218.2.046-2014
Содержание
1 Область применения…………………………………………………... 1
2 Нормативные ссылки…………………………………………………. 1
3 Термины, определения и обозначения….…………………………… 2
4 Общие положения……………………………………………………... 5
5 Выбор геосинтетического материала в зависимости от функции применения………………………………………………………………. 6
6 Контроль качества геосинтетических материалов………………….. 27
7 Контроль качества на строительной площадке……………………... 52 Библиография……………………………………………………………. 63
Приложение А…………………………………………………………… 64
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве
1 Область применения 1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит положения по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве.
1.2 Настоящий методический документ применим к геосинтетическим материалам, используемым в дорожном строительстве, геотекстильным, геопластмассовым и геокомпозитам, и предназначен для использования предприятиями, осуществляющими строительство и ремонт автодорог, промышленными предприятиями, проектными, научно-исследовательскими, учебными институтами дорожной отрасли.
2 Нормативные ссылки В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ Р ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб
ГОСТ Р 50276-92 Материалы геотекстильные. Метод определения толщины при определенных давлениях
ГОСТ Р 50277-92 Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности
ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости
ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор
ГОСТ Р 55028-2012 55028Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и обозначения
3.1 В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
идентификация единицы: Информация, например, номер, который присваивается по порядку каждой единице продукции в процессе или по окончании производства, устанавливается производителем. Этот идентификационный номер включает обозначение места и даты производства.
контрольная партия изделий: количество одного вида продукта, которое рассматривается в качестве одной составляющей целой единицы для отбора проб для испытаний, например, полная площадь укладки на одной строительной площадке.
контрольная поставка: количество одного продукта, которое в определенный период времени было поставлено на строительную площадку и может рассматриваться в качестве контрольной партии. Каждая контрольная поставка должна испытываться в отдельности.
название продукта: название, которое присвоено определенному продукту или линейке продуктов. Иногда обозначается в качестве «названия торговой марки».
поставщик: персона или организация, у которой приобретаются геосинтетические материалы. Поставщик, который не является производителем, принимает и гарантирует полную юридическую ответственность за производителя.
проба (sample): количество материала, качественно представляющее партию продукции на объекте, результаты испытания которой распространяются на всю партию.
результат испытаний (test result): среднее значение результатов экспериментов, которые относятся к одной пробе.
вид материала: материал, определенный конкретной технологией, обуславливающей существенные особенности строения.
серия изделий (product line): однородная продукция, однородные материалы, обладающие общим признаком, свойствами, качествами, показателями, однозначной идентификацией.
экспериментальная проба (specimen): часть пробы, которая берется для одного отдельного испытания.
Термины, относящиеся к определению геосинтетических материалов в соответствии с ГОСТ Р 55028.
3.2 В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:
3.2.1 Обозначения, относящиеся к функциям применения геосинтетических материалов
А – армирование; Р – разделение; Ф – фильтрация; Д – дренирование; Э – борьба с эрозией; Г – гидроизоляция. 3.2.2 Обозначения, относящиеся к исходному сырью, используемому для изготовления геосинтетических материалов
ПА – полиамид;
ПП – полипропилен;
ПЭ – полиэтилен;
ПЭТ – полиэфир (полиэтилентерефталат);
СТ – стекловолокно;
ПВС – поливиниловый спирт;
БЗ – базальтовое волокно.
3.2.3 Обозначения, относящиеся к видам геосинтетических материалов
ГПТ-ТК – Геополотно тканое;
ГПТ-ВЗ – Геополотно вязаное;
ГПТ-НТ – Геополотно нетканое (дорнит);
ГРТ-ТК – Георешетка тканая;
ГРТ-ВЗ – Георешетка вязаная;
ГРТ-НТ – Георешетка нетканая;
ГРТ-ПЭ – Георешетка пластмассовая экструдированная;
ГРТ-ПС – Георешетка пластмассовая скрепленная;
ГСТ-ВЗ – Геосетка вязаная;
ГСТ-ПЛ – Геосетка плетеная;
ГСТ-ПЭ –
Геосетка пластмассовая экструдированная;
ГМТ-ТК – Геомат тканый;
ГМТ-ВЗ – Геомат вязаный;
ГМТ-НТ – Геомат нетканый;
ГМТ-ПЛ – Геомат плетеный;
ГМТ-ПЭ – Геомат пластмассовый экструдированный;
БМТ – Биомат;
ГСВ-НТ – Геосотовый материал нетканый;
ГСВ-ПС –
Геосотовый материал пластмассовый скрепленный;
ГММ-ПЭ – Геомембрана пластмассовая экструдированная;
ГММ-КП – Геомембрана композиционная;
ГММ-БТ – Геомембрана битумная;
ГМТ – Глиномат;
ГОБ-ТК – Геооболочка тканая;
ГОБ-ВЗ – Геооболочка вязаная.
4 Общие положения 4.1 Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов позволяют сделать обоснованный выбор геосинтетических материалов, применяемых для ремонта, строительства и реконструкции автодорог.
4.2 Область, эффективность и целесообразность применения геосинтетических материалов определяются их свойствами и характеристиками, которые зависят от состава исходного сырья, технологии производства, структуры материала.
5 Выбор геосинтетического материала в зависимости от функции применения 5.1 Алгоритм выбора геосинтетических материалов
5.1.1 Последовательность выбора геосинтетического материала осуществляется в соответствующем порядке, приведенном на рисунке 5.1, в несколько этапов.
5.1.1.1 Уточнение области применения, определение конструктивного элемента в дорожной одежде и земляном полотне. Обоснование применения.
5.1.1.2 Определение выполняемых геосинтетическим материалом функций в дорожной конструкции. Обоснование технического и экономического эффекта от применения.
5.1.1.3 Определение применяемых строительных материалов. Выбирается вид геосинтетического материала, применяемого в зависимости от выполняемой функции и условий взаимодействия с различными строительными материалами.
Например, для работы в конструкции с зернистыми фракционными материалами применяются георешетки с размером ячейки 25 – 40 мм, в зависимости от выполняемых фракций. Размер ячеек при армировании слоев асфальтобетона должен соблюдать требования формулы:
0,5 (d + D) < 1,5 А (5.1)
где d – наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
D – наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
А – средний размер ячейки (Среднее значение между шириной и высотой ячейки. Для георешеток текстильного происхождения значения определяются по средней линии ребер, для экструдированных между краями ребер).
Размер ячеек при армировании оснований и дополнительных слоев дорожной одежды и земляного полотна должен соблюдать требования формулы:
0,5 (d + D) < 0,8 А (5.2)
где d – наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды;
D – наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды.
Выполнение этих соотношения улучшает совместную работу армируемого и армирующего материалов, а также обеспечивает минимальную повреждаемость георешеток при уплотнении вышележащего слоя смеси в процессе устройства покрытия.
При расчетах конструкций с геосинтетическими материалами необходимо учитывать поправочные коэффициенты. Применяемые геосинтетические материалы должны обладать подтвержденными коэффициентами учета оценки долговечности согласно ОДМ «Методика оценки долговечности геосинтетических материалов». При отсутствии данных коэффициентов их необходимо вводить в расчеты, рекомендуемые таблицей 7.11.
5.1.1.4 Определение условий района строительства, то есть комплекса погодно-климатических, инженерно-геологических (включая геоморфологические), гидрологических и геокриологических показателей и характеристик. Выбирается геосинтетический материал и вид исходного сырья по устойчивости к температурным воздействиям, уровням РH и биологической устойчивости.
5.1.1.5 Определение необходимых физико-механических характеристик геосинтетического материала производится на основании инженерных расчетов дорожных конструкций.
5.1.2 Современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют традиционные области и условия применения. Для определения возможности применения геосинтетического материала должны быть использованы данные результатов испытаний, подтвержденные в специализированной лаборатории на соответствующие показатели, указанные в таблицах 6.5-6.7.
5.1.3 В зависимости от прогнозируемого срока службы дорожной конструкций в инженерных расчетах с геосинтетическими материалами необходимо учесть поправочные коэффициенты запаса. При отсутствии подтвержденных специализированной лабораторией коэффициентов рекомендуется воспользоваться данными таблицы 6.11.
5.2 Виды и функции геосинтетических материалов
5.2.1 Геосинтетические материалы в дорожных конструкциях выполняют различные функции, в том числе и их комбинации.
5.2.2 Основными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование (А); разделение (Р); фильтрация (Ф); дренирование (Д); борьба с эрозией (Э); гидроизоляция (Г).
5.2.3 Комбинированными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование и разделение (А+Р), фильтрация и армирование (Ф+А); фильтрация и разделение (Ф+Р); фильтрация, армирование и разделение (Ф+А+Р) и др. Комбинированные функции выполняются одним видом геосинтетического материала, например, функция А+Р слоев основания дорожной одежды выполняется георешеткой пластмассовой экструдированной (ГРТ-ПЭ).
5.3 Выбор геосинтетического материала для дорожной конструкции в зависимости от выполняемой функции
5.3.1 Выбор вида геосинтетического материала в дорожных конструкциях при выполнении различных функций осуществляется в соответствии с таблицей 5.1. В таблице представлены наиболее распространенные виды геосинтетических материалов применительно к дорожным конструкциям с учетом многолетнего опыта практического применения, а также технологии производства и структуры материала.
5.4 Рекомендации по выбору геосинтетических материалов в дорожных конструкциях
5.4.1 Выбор геосинтетического материала в дорожных конструкциях с учетом конструктивного элемента, выполняемой функции, исходного сырья, дорожно-климатической зоны и вида осуществляется в соответствии с таблицей 5.2. В таблице представлены наиболее распространенные схемы применения геосинтетических материалов в дорожных конструкциях.
5.4.1.1 Выбор конструктивно-технологических мероприятий при строительстве и ремонте автодорог выполняют на основе технико-экономического сравнения традиционных и конкурирующих вариантов.
5.4.1.2 Следует учитывать, что получаемый в результате эффект выражается в продлении сроков службы, повышении эксплуатационной надёжности дорожных конструкций, снижении эксплуатационных затрат, улучшении транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
5.4.2 При выборе геосинтетического материала, применяемого в конкретных слоях дорожной конструкции, применительно к ДКЗ необходимо учитывать морозостойкость исходного сырья. Так как современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют условия применения, возможны дополнения в данную таблицу, при условии определения возможности применения геосинтетического материала в конкретных условиях и наличия испытаний на присвоение коэффициентов запаса и учета долговечности работы геосинтетического материала в дорожной конструкции.
Таблица 5.2 – Рекомендации по применению геосинтетических материалов в дорожных конструкциях